Написать письмо Поиск На главную
главная    нормативная база    состав комиссии    горячая линия   
  

Первое «антикоррупционное законодательство» в России было принято в царствование Ивана III. А его внук Иван IV Грозный издал указ, по которому зарвавшихся чиновников надлежало немедленно казнить.

В 1654 году за лихоимство были выпороты кнутом князь Алексей Кропоткин и дьяк Иван Семенов, взявшие деньги и бочку вина с купцов за обещание не отправлять их в Москву, куда они должны были быть переселены по указу царя Алексея Михайловича.

До 18 века чиновники на Руси жили благодаря так называемым «кормлениям», то есть оклада как такового у них не было, зато они получали подношения от заинтересованных в их деятельности лиц. Одаривали их не только деньгами, но и «натурой»: мясом, рыбой, пирогами и пр. Зарплата была в то время только у московских чиновников, но и им «кормление от дел» не воспрещалось.

Только при Петре I все «слуги государевы» стали получать фиксированную ежемесячную плату, а взятки (подношения) в любой форме начали считаться преступлением.

В юридической терминологии 18 века взятки назывались «посулами» (нарушение закона за какую-либо плату). За них виновные подвергались телесным наказаниям.

Во времена дворцовых переворотов, когда, понятное дело, было уже не до чиновников, жалование им отменили и «кормления от дел» легализовали.

Настоящая борьба со взяточничеством началась при Екатерине II. Она вновь назначила чиновникам жалование, но в этот раз оно выплачивалась вовремя и было намного выше, чем при Петре I. В 1763 году годовой средний оклад служащего составлял:
30 рублей в уездных учреждениях,
60 рублей в губернских учреждениях,
100-150 рублей в центральных и высших учреждениях. При этом пуд зерна стоил 10-15 копеек.
Теперь императрица имела право требовать от чиновников честности и действий согласно букве закона. Но и это не помогло.

При Павле I ситуация обострилась. Бумажные деньги (ассигнации), которыми выплачивалась зарплата чиновникам, стали обесцениваться, и служащие опять обратились к извечному источнику своего дохода - взяткам.

В 19 веке помещики всех губерний Правобережной Украины ежегодно собирали для полицейских немалую сумму. Киевский губернатор И. И. Фундуклей объяснял это тем, что если помещики не будут выделять средства на содержание чиновников полиции, «то средства эти они получат от воров».

Сменой политического режима в 1917 году взятки искоренить не удалось.

В мае 1918 года Совет народных комиссаров издал декрет о взяточничестве, предусматривающий тюремное заключение за взятки сроком на пять лет, а также конфискацию имущества. А уже в 1922 году по Уголовному кодексу за это преступление предусматривался расстрел.

Коррупция вновь начала процветать при НЭПе, когда вновь возникла предпринимательская деятельность. Тогда же взяточничество стали считать формой контрреволюционной деятельности, а контрреволюционеров, как известно, ставили к стенке.

А с началом коллективизации в 1929 году взяточничество распространилось и в деревне. В связи с этим пленум Верховного суда определил: «Все случаи получения должностными лицами магарыча, то есть всякого рода угощения в каком бы то ни было виде, подлежат квалификации как получение взятки».

Феликс Дзержинский в циркулярном письме относительно ситуации в железнодорожном ведомстве отмечал: «Мы должны отдавать себе отчет в том, что взятка имеет глубоко классовый характер, что она есть проявление мелкобуржуазной частнокапиталистической стихии, направленное против основ ныне существующего строя». По личным указаниям Железного Феликса, каждый пойманный на взятке чиновник его ведомства, практически без суда и следствия подвергался расстрелу. Так Дзержинскому всего в течение года удалось навести порядок.

Огромную роль в понятие содержания уголовного закона сыграло постановление Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990 №4 «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге». В данном документе впервые дано официальное толкование организационно - распорядительных и административно - хозяйственных функции, входящих в полномочия должностного лица, а также существенного вреда, корыстной или другой личной заинтересованности и другое. Многие из указанных разъяснений не утратили значимости в положениях УК РФ 1996 года.

 
© Комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Ленинградской области 2013-2016